Русское слово люлька возникло от общеславянского «люлю», означающего припев при укачивании. Сам же люлька или колыбель известна большинству народов мира. Этот предмет обихода изготавливался из самых разнообразных материалов: дерева, прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок. Люльки могли быть на опоре-качалке или подвесные.
Деревянные кавказские люльки сегодня хранятся в каждой кавказской семье. С ними связывают теплые воспоминания о детстве и маме, из которых у каждого кавказца складывается собственная история малой родины. Кавказские люльки являются предметом изучения антропологов. Скромные, лакированные, расписные, сделанные у знаменитых мастеров – люльки передаются из поколения в поколение.
Люлька хоть и архаичный предмет, но таковой не является. Никаких серьезных инноваций она за столетия не претерпела, разве что декор менялся. Даже в XXI веке, она выполняет те же функции, что и в давние времена: дает ребенку покой и защищенность. Ученые говорят, что покачивание схоже с ритмом жизни малютки.
Чеченцы пользовались и пользуются люльками так же, как и остальные народы Кавказа. Здесь люльку называют Ага. Она очень удобна, красива и функциональна. В старые времена мать привязывала её к спине и могла уносить ребенка даже на полевые работы. Женщина, приступающая к жатве, говорила: «Пусть передо мной урожай созревает, пусть за мной он созревает, пусть амбар отца наполнится, пусть люлька матери наполнится».
Чеченские женщины вынимали ребенка из люльки нечасто. Обычно делалось это 3-4 раза в день на 10-15 минут. Обычно его при этом кормили, подсаживаясь с левой стороны, мыли, переодевали, содержали в сухости и чистоте. Жесткая фиксация младенца в люльке позволяла оставлять его без присмотра. Мать была уверена в том, что её дитя не выпадет. Так же чеченки могли спокойно заниматься работой по дому, ограничиваясь лишь качанием люльки ногой.
У чеченского народа известны многие традиции, связанные с люлькой. Многие из них были связаны с войной и частыми боевыми набегами, особенно в Кавказскую войну. Поэтому детская люлька была сконструирована так, что бы ее можно было хватать на скаку, прикрепляя к седлу. По традиции чеченцы ставили колыбельку с малышом на восток и на юг. Пустую агу никогда не раскачивали. Было принято ставить в изголовье люльки посуду с водой. Считалось, что это обережет ребенка от сглаза. Для защиты от шайтана в комнате, где находился ребенок, на видном месте вешали ключи. Чеченцы считали и считают, что жизнь и здоровье их детей целиком зависит от люльки. Если малыш по каким-либо причинам рос слабым и часто болел, то родители брали люльку у соседей, знакомых или родственников напрокат, чей ребенок вырос крепким и здоровым.
Значение люльки в жизни северокавказских народов трудно переоценить. Даже сегодня люлька является удобным первым детским домом. Она предоставляет чеченской женщине свободу действий, чей быт связан с большим количеством домашних обязанностей и уходом за многочисленными детьми. Правда, сложные гигиенические приспособления в аге были заменены современными подгузниками.
https://www.youtube.com/watch?v=n3ypvdU7VpI