Эффект Прандтля-Глоерта или когда вбежит вдогонку за самолетом

Летчикам запрещено преодолевать звуковой барьер над сушей да и вообще летать на таких скоростях вблизи земли. Поэтому эффект Прандтля — Глоерта  можно наблюдать у пролетающего над морем самолетом.

Хотя бы раз в жизни стоит побывать на аэрошоу. Хотя бы из-за того, что там можно повидать не только всевозможные чудеса самолетостроения, но и наблюдать удивительные физические явления, которые создаются при полете воздушного транспорта в воздухе. Одно наиболее эффективное такое явление неоднократно запечатлевалось фотографами и видеооператорами. Правда, чаще всего его называли как визуальное свидетельство звукового удара при выходе самолета на сверхзвуковую скорость. Но это не так. На самом деле они запечатлевали эффект Прандтля — Глоерта — физическое явление, возникающее при приближении самолета к скорости звука. С преодолением звукового барьера оно никак не может быть связано. Почему?

Kwork.ru - услуги фрилансеров от 500 руб.

Эффект Прандтля — Глоерта заключается в конденсации атмосферной влаги за самолетом или иным воздушным объектом, движущимся на околозвуковых скоростях. Заметьте, на околозвуковых, а не на сверхзвуковых! Это физическое явление названо в честь двух выдающихся ученых, открывших его. Ими был Людвиг Прандтль, немецкий ученый, изучавший развитие систематического математического анализа в аэродинамике, и Герман Глоерт, являвшийся британским ученым — аэродинамистом.

Проявление эффекта Прандтля — Глоерта  зависит не только от скорости летящего объекта, но и от температуры и влажности самого воздуха. Если скорость аппарата приближается к скорости звука, составляя около 1234 км/ч, то в обтекающем его воздухе возникает перепад давления и температуры. Воздух прекращает удерживать влагу, и формируется конденсат в форме конуса. Правда, его жизнь недолговечна.

В условиях очень высокой влажности эффект Прандтля — Глоерта  можно наблюдать и на более низких скоростях. При этом спереди самолета создается зона повышенного давления воздуха, а сзади – пониженная. После пролёта самолёта она начинает заполняться окружающим воздухом, температура которого понижается.  При сильной влажности воздуха его температура может понизиться ниже «точки росы». Тогда содержащийся в воздухе водяной пар конденсируется в виде мельчайших капелек, которые образуют видимый нами конус. Постепенно давление воздуха нормализуется, а температура в нём выравнивается. Конус при этом растворяется в воздухе.

Кстати, летчикам запрещено преодолевать звуковой барьер над сушей да и вообще летать на таких скоростях вблизи земли. Поэтому эффект Прандтля — Глоерта  можно наблюдать у пролетающего над морем самолетом. Если самолет все-таки преодолеет звуковой барьер, то зарегистрировать звуковой удар при его выходе на сверхзвук чрезвычайно трудно. Невооруженным глазом его не увидишь. Эффект  Прандтля — Глоерта  показывают зрителям шоу истребители-бомбардировщики. Это явление столь зрелищное, что его нередко используют в целях популяризации морской авиации.

https://www.youtube.com/watch?v=Hgc1QCRCkXA

Оцените статью

Добавить комментарии