Мастер боя на виражах: 35 воздушных побед майора Луганского

Каждый командир обязан постоянно менять тактику боя истребителей сопровождения, помня, что шаблон ведёт к поражению
Мастер боя на виражах

В это время в небе появился новый вражеский отряд: 18 «Юнкерсов». На земле увидели: тот самый «Як», что уничтожил сейчас два истребителя, ринулся навстречу противнику. Лётчик — герой атаковал головной бомбардировщик. Вот и эта машина беспорядочно завертелась, оставляя в небе дымный след… Три вражеских самолёта обрёк на гибель советский истребитель за считанные минуты ! Пилотом этого «Яка» был майор С. Д. Луганский».

Kwork.ru - услуги фрилансеров от 500 руб.
Мастер боя на виражах

Когда в июне 1944 года Сергей Луганский был назначен командиром 157-го Гвардейского авиаполка, его земляки решили собрать средства на покупку новых самолётов для передачи в этот полк. Прошло немного времени, и в республиканской печати появилось сообщение, что часть получила прекрасный подарок — 12 новейших истребителей Як-3 с надписью на борту «Koмсомолец Kaзахстана».

157-й Гвардейский истребительный авиационный полк под командованием Гвардии майора С. Д. Луганского, после успешных боёв за город Сандомир ( Польша ), получил наименование «Сандомирский». Был награждён орденами Богдана Хмельницкого и Александра Невского.

О своих боевых делах лётчик не раз отчитывался перед земляками. В одном из писем, опубликованном в печати, обращаясь к трудящимся столицы Казахстана, он писал: «Примите привет от лётчиков моей части. Сейчас сокрушаем врага в воздухе и на земле. Ваш самолёт в полной боевой готовности, цел и невредим. На нём каждый день я дерусь с противником. Близок час окончательного разгрома, скоро встретимся».

Мастер боя на виражах

Именной Як-1Б Гвардии майора С. Д. Луганского. 157-й ГвИАП, июнь 1944 года.

Мастер боя на виражах

Так же, как и труженники Казахстана, денежные средства для приобретения самолётов авиационному полку С. Д. Луганского собрали и волжане. На эту цель поступили крупные суммы от членов колхозов «Коминтерн» и «Пробуждение» Терновского района Саратовской области.

…Фронт двигался на запад. Сергей Данилович участвовал в освобождении народов Польши. В боях под Бреслау, гарнизон которого был окружён войсками 1-го Украинского фронта, он сбил ещё один, 37-й по личному счёту, вражеский самолёт. Пистолет, взятый у попавшего в плен немецкого пилота, был передан на вечное хранение в Центральный музей Вооружённых Сил СССР, где был выставлен вместе со шлемофоном нашего отважного лётчика.

В марте 1945 года командующий фронтом маршал Конев своим приказом направил Гвардии майора Луганского на учёбу в Военно — Воздушную академию. Узнав, что всё имущество дважды Героя состоит из пары белья, гимнастёрки и бритвенного набора, он подарил ему трофейный «Мерседес», на котором тот и приехал с фронта в Монино.

Загрузка...

Всего же, за период войны, Сергей Луганский совершил 390 успешных боевых вылетов, в воздушных боях одержал по официальным данным 37 побед лично и 5 в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих последних исследованиях указывает на 34 личные и 1 групповую победы лётчика. ] Его полк уничтожил 245 самолётов противника.

После окончания академии, Сергей Данилович командовал авиационными соединениями ПВО страны. Генерал — майор авиации С. Д. Луганский летал до 1963 года на разных типах реактивных истребителей — от МиГ-15 до МиГ-19. Вышел в запас в 1964 году. Этот беззаветный воздушный боец трогательно любил цветы, в часы досуга заботливо ухаживал за собранной им коллекцией…

*    *    *

Истребители сопровождения.

Обеспечение боевой работы штурмовиков и бомбардировщиков является одной из сложных задач истребительной авиации. В боях юго — западнее Кременчуга наши истребители, сопровождая штурмовиков и бомбардировщиков, всё время старались найти более совершенные формы взаимодействия с ними в воздухе. В этом отношении заслуживает внимания опыт истребителей нашей части.

Мастер боя на виражах

Лётчики нашей части, сопровождая группы штурмовиков, сбили более 150 немецких самолётов. Tакой крупный боевой итог явился результатом мастерства лётчиков и продуманной организации каждого воздушного боя. В основу боевого порядка истребителей сопровождения в нашей части было положено взаимодействие между группами. Выделялся также обязательный резерв. Мы не придерживались шаблонного деления истребителей только на 2 — 3 группы. В зависимости от наличия самолётов и особенностей задачи создавались 3 — 4 группы с обязательным резервом части сил обеспечения боя.

Серьёзное внимание было обращено на самую расстановку сил. Например, если штурмовики шли в колонне звеньев, то истребители сопровождения располагались так, чтобы с одной стороны боевого порядка штурмовиков были 2 группы ( в голове и хвосте колонны ), а с другой стороны — ещё одна группа, ударная, летящая в центре и с превышением; выше ударной выделялся обязательный резерв.

Подобный порядок сопровождения позволял командиру истребителей осуществлять взаимодействие между отдельными группами самолётов.

Известно, что бой истребителей, сопровождающих штурмовиков, затруднён ещё тем, что приходится вести его на малой высоте. Ввиду этого в нашей части, помимо ударной группы, выделялась в резерв шестёрка мастеров воздушного боя. Обычно они летели за общей группой или же со стороны солнца и держали превышение. Такое построение позволяло эшелонировать истребителей сопровождения по высотам и создать глубину боевого порядка. Насколько это важно, можно убедиться на примерах отдельных боёв.

Однажды немцы атаковали наши самолёты в составе 4-х групп истребителей. Две четвёрки FW-190 направили свой удар против штурмовиков, а «Мессеры» в составе двух четвёрок старались связать боем истребителей сопровождения. Атаки велись одновременно против сковывающей и ударной групп. Это могло принести врагу успех, если бы в группе сопровождения не было сильного и активного резерва.

Пара самолётов Як-1, ведомая Героем Советского Союза капитаном Дунаевым, внезапным ударом с высоты мгновенно изменила обстановку в нашу пользу. В первой же атаке Дунаев и его ведомый сбили 2-х немцев. Этим была освобождена некоторая часть наших истребителей, и они немедленно бросились на помощь своим штурмовикам. Дунаев, не теряя времени, вновь занял выгодную позицию и повторял удар. За короткое время немцы потеряли 6 самолётов, не сбив ни одного нашего. Сковать истребителей сопровождения немцам не удалось. Этому воспрепятствовала наша резервная четвёрка, которая по существу и решила исход боя.

Читай продолжение на следующей странице
Оцените статью

Добавить комментарии