Каждый день человек общается с другими людьми и взаимодействует с обществом. И нередко в его жизни и жизни общества происходят некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Эти возникающие психологические эффекты довольно интересны, хотя и обыденны. Знания о них позволяют глубже понять человеческую природу и особенности его психики. Применение этих знаний способствует саморазвитию и улучшению отношений с окружающими. Какие же из этих феноменов самые распространенные?
- Эффект плацебо. Под термином «плацебо» подразумевают вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. Человек искренне верит в его действие и самоисцеляется. В психологии эффект плацебо основан на внушении. Человеку сообщают, что лекарство оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В результате внушения, происходит ожидаемый эффект.
- Эффект Веблена. С экономической точки зрения это необоснованный и повышенный спрос на товар высокой ценовой категории. Чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Эффект основывается на том, что такие товары не доступны большинству покупателей, а значит те, кто их может себе позволить приобрести, получают высокий социальный статус и уважение. Эффект Веблена характерен для людей, которые ценят статус конкретных марок или брендов и которыми управляют мотивы стремления к роскоши и престижу.
- Эффект Зейгарник. Психологический эффект заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить.
- Холодное чтение. Под ним подразумевают совокупность приёмов, которыми пользуются экстрасенсы, медиумы, фокусники. Его используют чтобы создать впечатление о знании некой информации о другом человеке, несмотря на короткое знакомство. Делается это с помощью анализа пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности человека, места рождения, уровня образования и т.д. Часто используется методика догадок. Отличное знания холодного чтения могут оказывать на людей сильное влияние.
- Эффект Пигмалиона. Этот психологический эффект заключается в том, что человек, убеждённый в какой-либо информации, подсознательно ведёт себя так, чтобы эта информация подтвердилась.
- Эффект Барнума или эффект субъективного подтверждения. Его смысл заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные кем-то и конкретно для них. На самом деле эти данные имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Нередко используется псевдогадалками, астрологами и хиромантами с целью обмана.
- Эффект аудитории. Под ним подразумевается влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Например, если человек выполняет легкую работу в присутствие других людей, то это улучшает его результаты, а если сложную, то ухудшает, стимулируя неправильные реакции.
- Эффект последовательности. Психологический эффект проявляется в том, что люди могут по-разному реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. По этой причине в психологии принято проводить исследования по одной определенной схеме.
- Эффект Хоторна. Показывает, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому улучшенному результату, нежели в обычных условиях.
- Эффект доктора Фокса. Психологический феномен заключается в том, что импрессивность и талан рассказчика человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Последний может стать уверенным в том, что бесполезная с виду информация действительно дала ему новые знания и он чему-то научился.