Благодаря стремительному развитию науки психологии, человечество узнало много нового и странного о человеческом разуме и поведении. И все благодаря различным исследованиям и экспериментам, которые были проведены научными группами психологов. Но стоит отметить, что не все они были безобидными и выполнялись в виде тестовых опросов или анкетирования. Некоторые исследования были весьма сумбурными, странными и несколько жестокими, что их признали противозаконными и бесчеловечными. Другие оказались довольно интересными и даже веселыми.
В истории психологии было несколько энтузиастов, сумевших провести ряд опытов, которые шли вразрез с современными представлениями о психологической этике и ранних предположениях о человеческом мышлении. Некоторые из них оказались полезными и вошли во все учебники, другие не научили нас ничему, но были довольно зрелищными. И все они тем или иным способом показали крайне невероятные странности человеческого мышления и его восприятия действительности.
- Теория веселья. Восемь лет назад компания Volkswagen проделала эксперимент в одной из станций метро в Стокгольме под названием «Теория веселья». Идея гласила: чтобы человеку понравилось что-то делать, нужно чтобы это что-то радовало и удивляло его. В своем опыте компания покрасила ступеньки метро так, что они стали похожи на пианино. Целью было узнать, сколько людей захочет спустить по музыкальным ступенькам, а сколько по эскалатору. Число людей, спустившимся по веселым ступенькам, возросло на 66%.
- Зефирный эксперимент. Психолог Уолтер Мишел в своем эксперименте попытался понять, влияет ли величина награды для человека на его успех в будущем. Он предлагал детям выбор: либо взять один зефир в качестве небольшого вознаграждения сразу, либо подождать 15 минут и удвоить свою награду. Треть участвующих в исследовании детей выбирали второй вариант награды. Последующие эксперименты показали, что у большинства детей, которые выбрали ожидание, дальнейшая жизнь сложилась более благополучно.
- Эксперимент «Пропавший ребенок». Теория о том, что люди почти не обращают внимание на окружающих, была доказана в эксперименте с пропавшим ребенком. Исследователи распечатали объявление о пропавшем ребенке с фотографией и повесили его на дверь магазина. Многие из входивших в него покупателей даже не замечали того, что весит на двери, а те, кто увидел объявление, все равно не заметили пропавшего мальчика, который стоял прямо рядом с магазином.
- Эксперименты Аша. Эксперименты были нацелены на демонстрацию власти конформизма в группах людей. Одного из участников поместили в комнату с актерами. В комнате повесили изображение с тремя полосками разной длины. Участника попросили указать на самую длинную линию, а актеры нарочно выбирали неправильный ответ. Большинство участников согласились с неправильным ответом, указанным актерами.
- Чудовищный эксперимент. В 1939 году команда Уэнделла Джонсона отобрала для своего опыта 22 ребенка из приюта для сирот. Одни дети были здоровы, а другие являлись заиками. Детей с заиканием хвалили, когда они не заикались, а здоровых детей критиковали. В результате эксперимента, у здоровых детей появились проблемы с речью, которые остались на протяжении всей их взрослой жизни. Данный эксперимент показал, почему детей нужно поощрять в раннем возрасте.
- Эффект ореола. Под ним в психологии подразумевается идея о том, что общее мнение людей о человеке складывается всего из одной черты. Один мужчина доказал это на своем примере, разместив в сети два видеоролика для сайта знакомств. В первом видео он был уверен в себе, а во втором — меланхоличен. Каждое видео дали просмотреть разным группам девушек. Те из них, кто посмотрел первое видео сказали, что мужчина им понравился, а в другом случае он не завоевал интерес противоположного пола.
- Когнитивный диссонанс. В 1956 году Джек Брем, студент кафедры психологии Миннесотского университета, принес 8 разных предметов в класс и попросил каждого студента оценить их, исходя из того, насколько сильно они им были нужны. После этого он попросил каждого студента выбрать между двумя предметами, которые они считали одинаково нужными и взять себе домой один из них. Спустя время он вновь попросил оценить эти предметы. Оказалось, что студенты больше хвалили выбранный ранее предмет и меньше тот, что они первый раз отклонили. Исследование показало, что люди всегда пытаются убедить себя в том, что они сделали правильный выбор.
- Слепота к изменениям. Не всегда человек замечает внезапные изменения вокруг себя. Перегруженный информацией мозг начинает плохо ее обрабатывать. В этом случае человек просто перестает обращать внимание на очевидные изменения. В ходе одного психологического эксперимента было решено проверить слепоту к изменениям с помощью распознавания лиц. Когда к его участникам подходил человек и выдавал бланк для заполнения, он нагибался под стол, чтобы якобы что-то поднять. После этого поднимался совершенно другой человек и в другой одежде. Большинство участников подмены не заметило.
- Глобальное Гарвардское исследование. Это исследование растянулось на 75 лет. В течение эксперимента регистрировались данные о разных аспектах жизни каждого из 268 его студентов. Исследование показало, что любовь и сопутствующие ей теплота и счастье наполняют человека чувством удовлетворенности жизнью. При этом для полного счастья ему нужна не только любовь, но и возможность жить так, чтобы это не влияло на любовь.