Методика 25 кадра базируется на воздействии на подсознание людей посредством вставки в видеоряд дополнительных кадров скрытой рекламы. Автор метода — Джеймс Викери. Он считал, что зрение человека может различать не более чем 24 кадра в секунду. Поэтому лишний кадр, показываемый менее 1/24 доли секунды, минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. В общем-то, 25-й кадр не совсем скрытый – он отмечается глазом. Но из-за инертности человеческого зрения он сливается с подобными кадрами и не выделяется. И все некоторые люди отмечали его видение, особенно, если в нем было отображено слово, написанное крупным шрифтом.
Осенью 1957 года кинозрители смотрели фильм «Пикник» в одном провинциальном американском кинотеатре. В кинопленку были вставлены 25 кадры с надписями «Вы голодны? Ешьте поп-корн» и «Пейте кока-колу». Маркетинговое агентство, разработавшее этот эксперимент по методике Джеймса Викери, утверждало, что во время антракта объем продаж поп-корна возрос на 50%, а потребление прохладительных напитков — на 18%. Когда об эксперименте с подсознанием людей узнало СМИ, разразился грандиозный скандал. Люди были недовольны играми со своим разумом. Зато рекламодатели сразу же заинтересовались новой методикой внушения своих товаров. Через год после показа фильма Фонд исследований рекламы США потребовал от Джеймса Вайкери, разработавшего методику 25 кадра, предоставить все экспериментальные данные и подробное описание его технологий, на что получили отказ.
Конечно, многие пытались повторить удачу 25 кадра в «Пикнике». Например, агентство Канадиан Броудкастинг Корпарейшн в 1958 году во время своей передачи «Крупным планом» 352 раза вставило в видеоряд запись «Звони прямо сейчас!». Но количество телефонных звонков не увеличилось. Причем ни один зритель в письмах к компании по ее просьбе не написал правильное послание, зашифрованное ей в 25 кадре. Как бы то ни было, скрытую рекламу запретили.
К методике вернулись в начале 70-х годов, а в 80-х годах 25 кадр опять набрал свою популярность, причем уже в качестве вставки в аудиозаписи. В это время в продаже появились первые коммерческие кассеты с записями, которые будто бы помогали похудеть, бросить курить или снимали стресс с помощью успокоительных сообщений на уровне ниже слухового порога, наложенных на расслабляющую музыку и звуки природы. В последующие годы в США для борьбы с воровством в некоторых супермаркетах стали включать магазинную мелодию с едва слышимым, быстро повторяющимся шепотом «Я честный человек, я не буду воровать». При этом, число краж действительно снизилось.
Эффективен ли метод 25 кадра на самом деле? Некоторые психологи считают, что методика работает на уровне самовнушения или плацебо-эффекта. Люди хотят верить, что рекламируемое средство имеет «суперэффективное воздействие». Взять хотя бы те же видеозаписи по изучению иностранного языка, основанные на принципах 25 кадра. Люди считают, что этот кадр поможет им заговорить на английском, к примеру, языке. Он влияет на них и помогает в обучении. И он действительно влияет. Они становятся как будто загипнотизированными и запоминают написание иностранного слова, которое повторяется мельком по несколько раз за минуту. А недобросовестные рекламодатели успешно гипнотизируют целевые аудитории, заставляя покупать чаще всего абсолютно бесполезные вещи по завышенной цене. По сути, 25 кадр влияет на распознавание и запоминание объектов. Ни о каком похудении при просмотре одних и тех же записей, мелькающих перед глазами, и речи не может быть.