Уникальные плавучие крепости люда русского. Гигантские беляны

Самым интересным в беляне был ее «белый» груз, представляющий собой лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого корабль так и назвали.

Вряд ли многие из вас знают, что такое беляны. А между тем, эти гигантские деревянные корабли плавали по водам Волги или Ветлуги около 150 лет назад. Переправляли они различные срубленную древесину. Особого расцвета беляны на Волге достигли в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах, то количество леса, которое требовал весь этот флот, было огромным.

Kwork.ru - услуги фрилансеров от 500 руб.

Беляны были самые удивительные речные суда на свете. Они имели огромные размеры. Некоторые беляны достигали 120 метров в длину, а высота их борта могла достигать 6 метров. Их строили только на трех судоверфях, одна из которых была Баковской. Грузоподъемность этих удивительных речных судов соответствовала их размерам и могла достигать до 13 000 тонн! Вы только представьте, ведь это соответствует размерам небольшого океанского танкера. А в то время это были речные суда, плавающие исключительно с верховьев и до низовьев Волги! На постройку одной беляны обычно уходило 240 сосновых бревен и 200 еловых. Сперва они создавались без единого гвоздя, и только впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.

Самым интересным в беляне был ее «белый» груз, представляющий собой лишенные коры бело-желтые бревна. Считается, что из-за этого корабль так и назвали. Любая беляна была всегда белой, поскольку служила она всего лишь для одной перевозки груза  и никогда не смолилась. А грузили эти русские чудо-корабли так, как сейчас не грузят ни одно судно в мире. Древесина укладывалась в беляну штабелем с многочисленными пролетами, чтобы иметь доступ к ее дну в случае течи. Груз не касался бортов и не давил на них. Между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись большими по размеру. Плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны.

Как только груз начинал превышать высоту бортов, бревна укладывали так, чтобы они выступали за борта. На них аккуратно укладывали груз, стараясь не нарушить равновесие беляны. Иногда эти выступы выпирали по сторонам борта на 3-4 метра. В итоге  ширина судна сверху оказывалась больше, чем снизу. Разница могла достигать 30-ти метров! Несмотря на свои размеры, беляна обладала прекрасной маневренностью.

Корпус беляны заостряли и спереди, и сзади. Управляли ей при помощи лота, имевшего вид ворот, который поворачивался при помощи огромного длинного бревна, выведенного от кормы на палубу. Палуба беляны представляла собой груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок. Ближе к корме на ней стояло по две будки, служившие местом обитания команды судна, которая могла состоять из 15-80 человек! Половина экипажа постоянно качала помпы, так как корпус судна понемногу протекал. Будки покрывалась резьбой. А сама беляна украшались флагами: государственными, торговыми, того или иного купца. Когда беляна приходила в порт назначения, ее полностью разбирали. Все, из чего она была сделана продавалось и приносило доход ее владельцу.

Оцените статью

Добавить комментарии