Пилатус – это горный массив в швейцарских Альпах. Гора овеяна многочисленными легендами. В ясный день с горы открывается вид на 73 альпийские вершины! Очень красивое место. А добраться до него можно тремя способами: по зубчатой железной дороге Пилатусбан, по канатной дороге или пешком. Любой из способов подъема оставит незабываемые впечатления. К сожалению, погода в Альпах довольно изменчива, и может резко измениться. Дождь или снег сменится солнцем без предупреждения, и наоборот. И так происходит порой по несколько раз за день.
Пилатусбан считается самой экстремальной железной дорогой в мире. Это зубчатая железная дорога. В таком виде рельсового транспорта моторные вагоны или локомотив оснащены одним или несколькими зубчатыми колесами. Они включаются при движении. Между обычными рельсами уложена зубчатая рейка, с которой эти уникальные колеса сцепляется. Такая технология обеспечивает хорошее и безопасное сцепление с рельсами при подъемах поездов на горной местности.
Свой маршрут Пилатусбан берет из города Альпнахштадт. А к вершине горы Пилатус поезд проходит за 30 минут, совершая несколько остановок по пути. Одна из них делается на станции Амзиген и длится пару минут. Здесь пассажиры могут купить у фермеров вкуснейший швейцарский сыр. Максимальный угол наклона железной дороги составляет 48%! Самый опасный участок начинается при въезде состава в тоннели.
Эта зубчатая дорога довольно старая. Ее открытие состоялось в 1889 году, а в 1937 она была электрофицирована. Строительство Пилатусбан осуществлялось по проекту инженера Эдуарда Лохера. Правда, когда он предложил проект конструкции полотна с двумя горизонтально движущимися зубчатыми колёсами, все только пожали плечами и назвали его чудаком. Но сегодня система Лохер – одна из самых распространенных зубчатых конструкций на высокогорных железных дорогах.
В настоящее время насчитывается более 150 зубчатых железных дорог подобных Пилатусбан. Из этого числа постоянно эксплуатируется 60. А 50% всех действующих дорог приходится на Швейцарию. В этой стране, где развит высокогорный туризм, они довольно прибыльны и рентабельны. Похвастаться зубчатыми дорогами также могут Австрия, Германия, Венгрия и ряд латиноамериканских стран, например, Бразилия и Перу.
В швейцарском Пилатусбане курсируют 10 вагонов, вместимостью 40 человек каждый. В час такая железная дорога пропускает 340 человек. Поезд движется примерно 9-12 км/ч. И это оправдано горным расположением дороги. Вагоны чистые, а их интерьер оборудован в стиле 50-х годов прошлого века. Пассажирам запрещено высовываться из открытых окон вагонов. Это может быть опасным. Даже если очень захочется вытянуть руку из окна и сорвать горные цветочки или прикоснуться к скале.
Когда поезд доедет до вершины горы Пилатус, перед туристами откроются здания отелей, ресторанов, кафе, сувенирных магазинов, открытых и закрытых смотровых площадок и 5 туристических троп. Поезда Пилатусбан курсируют по удивительной железной дороге с 8:10 утра и до 17:50 вечера.