Эксперименты на людях всегда несут за собой ряд этических вопросов. Иногда они бывают довольно жестокими и совсем не гуманными. Некоторых экспериментаторов можно рассматривать как людей с отклонениями, а с другой стороны – рискованными новаторами. Иногда цель экспериментов оправдывает средства. Известно, что историю и многие важные открытия делали люди жестокие и очень упорные по нраву. Иногда как говорится, шедшие по головам и, порой в воплощении их идей в жизнь не обходилось без кровавых жертв. Но благодаря им наука продвигалась вперед, и были спасены многие последующие поколения людей от, например, страшных болезней. А вот цель нижеописанных исследований совсем сомнительна, так как результаты таких экспериментов не принесли пока обществу хоть какую-то толику пользы.
- Мальчик-девочка. Малышу Брюсу Реймеру при обрезании сильно повредили пенис. По странному совету психолога Джона Мани родители решились воспитывать своего сына, как дочь. Брюс стал Брендой и впоследствии невинной жертвой очень жестокого эксперимента. Психолог Джон Мани воспользовался случаем, что бы доказать свою теорию о том, что половая принадлежность человека обусловлена не природой, а воспитанием. Брюсу удалили яички и следили за его развитием. Доктор Мани утверждал, что ребенок ведет себя как маленькая девочка. Но родные дома и учителя в школе наблюдали у Брюса типичное поведение мальчика. Родители не стали скрывать от сына правду о его прошлом. Когда Брюс стал подростком, ему давали эстраген, чтобы активировать рост груди. Вскоре доктор Мани стал настаивать на операции по формированию и женских половых органов. Но Брюс взбунтовался. Бедный мальчик даже совершил три попытки самоубийства, но остался жив. Когда он повзрослел, то сменил имя на Дэвида и женился. В 1997 году ему сделали несколько операций, чтобы вернуть физические признаки пола. Но после развода с женой, жертва эксперимента все-таки покончила жизнь самоубийством.
- «Источник отчаяния». Доктор Гарри Харлоу исследовал вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее, проводя эксперименты на обезьянах. Он помещал детенышей обезьян в клетку в полном одиночестве, которые год сидели в клетке, а потом их отпускали. У большинства особей впоследствии проявлялись различные психические отклонения. Ученый посчитал, счастливое детство не является профилактикой депрессии.
- Эксперимент Милгрема. В этом экперименте участвовали экспериментатор, испытуемый «учитель» и актер, игравший роль другого испытуемого или «ученика». «Ученик» должен был заучивать слова из списка, а «учитель» — проверять его память и наказывать за каждую ошибку все более сильным ударом тока. Перед началом опыта «учитель» получал один удар в 45 В. Его заверяли, что удары током не причинят здоровью «ученика» вреда. Потом «учитель» уходил в другую комнату, давал «ученику» задачи и при каждой ошибке нажимал на кнопку, якобы дающую удар током. Актер в это время делал вид, что страдает от ударов тока. С каждой новой ошибкой «учитель» должен был увеличивать напряжение на 15 В.Если «учитель» колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за происходящее. При этом он никак не угрожал сомневающемуся «учителю» лишением вознаграждения за участие в эксперименте. В результате 65% «учителей» дали разряд в 450 вольт, зная, что «ученик» испытывает ужасную боль. Эксперимент показал, что у человек склонен не только бездумно подчиняться авторитету и выполнять любые его указания, но и находить себе оправдание в виде полученного приказа. Участники эксперимента испытывали доминирование над «учеником» и были уверены, что тот получает по заслугам.
- Приобретенная беспомощность. Психологи Марк Селигман и Стив Майер проводили эксперименты на собаках. Они разделяли их на 3 группы и помещали в клетки. Контрольную группу отпускали, не причинив ей никакого вреда, вторую группу подвергали ударам тока, которые можно было остановить, нажав рычаг изнутри, а третью группу подвергали ударам тока, остановить которые было не возможно. Позже собак из третьей группы выпустили и разместили в открытых вольерах, из которых можно было легко убежать. Их подвергли воздействию тока, но все они остались на месте. Собаки пассивно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное. Ученые предположили, что реакция человека на стресс такая же. Люди становятся беспомощными после нескольких повторяющихся неудач.
- Малыш Альберт. Доктор психологии Джон Уотсон, занимавшийся исследованиями фобий, решил проверить возможность формирования реакции страха перед белой крысой у малютки Альберта, который крыс совсем не боялся. Ему показывали белую вату, белую бороду Санта Клауса, белого кролика. Затем мальчика садили и давали поиграть с грызуном. А через какое-то время за спиной ребенка били железным молотом по металлической пластине каждый раз, когда он прикасался к белой крысе. Вскоре Альберт начал избегать контакта с ней. Через неделю при виде крысы ребенок начал плакать.
Экспериментаторы затем стали показывать ребенку похожие белые предметы. В итоге выяснилось, что мальчик боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса, хотя никаких звуков при их показе не издавалось. Реакция страха перенеслась. Ученый предположил, что большинство страхов формируются еще в глубоком детстве. Приобретенная фобия Альберта закрепилась у него на всю жизнь. - Эксперименты Лендиса. Карин Лендис изучал мимику человека. В своих экспериментах он хотел обнаружить закономерности работы групп лицевых мышц, которые отвечают за выражение страха, растерянности и других подобных эмоций. Ученый нарисовал на лицах подопытных линии сажей, чтобы сделать их мимику выразительной. После этого Лендис заставлял людей нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть порнографические фильмы и засовывать руки в ведра с лягушками. Когда лица выражали эмоции, ученый их фотографировал. В последнем испытании Лендис приказал отрезать голову крысе. Многие участники эксперимента не представляли, как следует выполнить приказ и причинили крысам много мучений. Мимику страха ученый так и не нашел, зато опыт показал, что люди могут легко подчиниться авторитету и сделать то, что в обычной жизни никогда не совершили бы.
- Исследование влияния наркотиков на организм. Эксперимент по изучению скорости и степени привыкания к различным наркотическим веществам проводился на крысах и обезьянах. Животных приучали самостоятельно впрыскивать себе дозу наркотика. Находясь под сильным воздействием наркотиков, животные калечились и не чувствовали боли. Обезьяны, принимавшие кокаин, страдали от конвульсий и галлюцинаций, вырывали себе фаланги пальцев. Обезьяны, принимавшие амфетамин, выдергивали из себя шерсть. Те, кто колол себе кокаин и морфин вскоре умирали.
- Стэнфордский тюремный эксперимент. Психолог Филипп Зимбардо изучал поведение и социальные нормы людей, которые попали в условия тюрьмы, где вынуждены были играть роль заключенного и надзирателя. Эксперимент проводился в подвалах университета. Поначалу добровольцы не знали, но на второй день эксперимента восстание «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями». Система контроля «надзирателями» вызвала у «заключенных» эмоциональное расстройство, депрессию, беспомощность. Дошло до того, что вместо имен они называли свой номер и не знали, как выбраться из тюрьмы, ощущая себя настоящими заключенными настоящей тюрьмы. «Надзиратели» же в свою очередь проявили садистские эмоции и намерения, почувствовав свою власть. Все подопытные вовсе забыли о том, что это был лишь эксперимент.
- Проект «Аверсия». Это реальные события, происходившие в армии ЮАР с 1970-го по 1989-й год. Военные ряды очищали от военнослужащих нетрадиционной сексуальной ориентации, применяя лечение электрошоком и химическую кастрацию, заставляли есть гормональные препараты и делать операции по смене пола.
- «Ужасный эксперимент». Венделл Джонсон провел жуткий эксперимент с участием детей-сирот. Их разделили на две группы: контрольную и экспериментальную. Одной половине детей говорили, что их речь безупречна, а другой внушалось, что они — заики. В результате у детей из второй группы, не имевших никаких проблем с речью до начала опытов, развилось заикание и сохранилось на всю жизнь. Какова была цель этого эксперимента, не понятно.